[an error occurred while processing the directive]
О проекте Новости Региональные программы Обучение
Поиск по сайту
Каталог решений
Подписка на рассылку
Введите ваш E-mail

Нормативная-правовая база

Нормативно-правовые основы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности

        Внутреннее потребление топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в России составляет около 1 млрд. тонн условного топлива (т у т). Потенциал повышения энергетической эффективности (потенциал энергосбережения) оценивается до 400 млн. т у т.
В стране определены пять приоритетов по модернизации и технологическому развитию экономики. И на первое место среди этих приоритетов выдвинута именно энергоэффективность.
        То есть, повышение энергетической эффективности является одним из основных приоритетов внутренней политики России. Кроме того, мировой кризис обозначил необходимость заниматься данным направлением, что не может не способствовать в решении задачи модернизации экономики. Для этого необходим масштабный приток как иностранных, так и наших инве­стиций. Инвестиции возможны при устойчивом тренде в деле повышения конкурентоспособ­ности нашей экономики, включая массовое внедрение новых технологий, где без активного участия малого бизнеса не обойтись.
        Одним из первых указов Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в 2008 году стал указ о принятии мер по по­вышению энергоэффективности. Поставлена задача снизить энергоемкость ВВП на 40% к 2020 году. И речь идет не только о снижении энергопотребления. Повышение энергоэффективности - это создание новых технологич­ных сфер бизнеса, модернизация промышленности, улучшение условий проживания наших граждан и производство новых высокотехнологичных товаров.
Анализ стоимости возможных мероприятий по энер­гоэффективности показал, что основная их часть привлекательна для частных инвестиций. Одним из инструментов привлечения частных инвестиций должен стать рынок энергосервисных услуг. Для этого было необходимо: создание правовой базы в области энергосбережения, реализация конкрет­ных пилотных проектов и организация информационной поддержки проводимых мероприятий.
        В связи с этим, был принят и вступил в силу федеральный закон от 23.11.2009 г. №261 – ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
        Разработано и также вступило в силу большое количество необходимых подзаконных актов.
        Принципиальное отличие ФЗ №261 в том, что в нем основное внимание уделено государственному и бюджетному сектору. То есть, закон закрепил основной принцип его реализации: государство, в том числе и многочисленные бюджетные организации, должны начать реформу в области энергоэффективности с себя.
        Данным законом предусмотрено, во-первых:
- обязательный энергоаудит в бюджетных организациях, первый аудит должен быть проведен в течение 2011 года;
- возможность заключать энергосервисные договора;
- обязанность снижать энергопотребление в сопоставимых условиях не менее чем 3% в год в течение пяти лет. При этом экономия, получаемая сверх этого норматива, остается в распоряжении бюджетного учреждения и может быть направлена, в том числе, на зарплату сотрудников. Это есть в законе.
        Второе - оснащение страны приборами учета. Закон устанавливает конкретные сроки: до 1 января 2011 г. все госучреждения должны быть оснаще­ны приборами учета энергетических ресурсов и не позднее, чем через месяц после их установки рассчитываться за потребленный ресурс на основании данных приборов учета.
До 1 января 2012 г. все собственники жилых домов и квартир в многоквартирных домах должны иметь приборы учета как для дома в целом, так и для каждой квартиры (кроме тепловой энергии), с правом обратиться в ресур­соснабжающую организацию за установкой приборов учета на условиях рассрочки платежа на 5 лет. Для всех ресурсоснабжающих организаций вводится требование об организации с 1 июля 2010 г. деятельности по установке и эксплуатации приборов учета поставляемого ими ресурса для обслуживаемых ими потребителей. Если потребитель в срок не установил прибор учета, ресурсоснабжающая организация в течение года обязана установить такой прибор учета, а потребитель оплатить связанные с этим расходы равными долями в течение 5 лет.
        Третье - новая идеология государственных закупок.
        С 1 января 2011 года для государственных и муниципальных нужд запрещено закупать лампы накаливания любой мощности, используемые в целях освещения. Вводится право устанавливать минимальные требования по энергоэффективности при закупке любых товаров для государственных нужд. Для формирования таких требований Минэнерго России ежегодно, начиная с 2011 года, будет проводить анализ закупаемых товаров, позволяющий выявить товары, при использовании которых можно до­биться существенной экономии энергоресурсов. Также будут анализироваться требования по энергоэффектив­ности, применяемые другими странами. Одновременно Минпромторгом России будут формироваться предложения по изменению существующих и (или) введению новых требований энергетической эффективности товаров.
        Четвертый блок - бытовая техника и приборы. Вводится требование для производителей и импортеров маркировать продукцию по классам энергоэффективности: с 2011 г. - все бытовые энергопотребляющие устройства, с 2012 г. - компьютерную и оргтехнику; с 2013 года и далее: - иные товары, по решению Правительства Российской Федерации.
        Пятое - изменение тарифной политики. Одним и основных стимулов к повышению энергоэффективности естественных монополий, организаций коммунального комплекса является применение долгосрочных методов тарифного регулирования, в первую очередь, метода доходности инвестированного капитала. Тарифы будут устанавливаться на три года и более, с одновременным закреплением обязательств компаний по надежности и качеству предоставляемых услуг. При таком регулировании у компаний возникают стимулы сокращать затраты, в том числе на энергоресурсы, и повышать эффективность использования ресурсов, так как полученная в результате экономия сохраняется у компании и может быть использована на любые цели. Законом вводятся требование к организациям коммунального комплекса, обязывающие организации учитывать при формировании инвестиционных программ мероприятия по повышению энергетической эффективности. Требования по повышению энергетической эффективности - один из существенных критериев при анализе инвестиционных программ естественных монополий.
        С вступлением в силу ФЗ №261 «Об энергосбережении..» у предприятий малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей существенно расширяются возможности по освоению новых эффективных видов деятельности. Если ранее малый бизнес решал, как правило, задачи по снижению энергозатрат в рамках собственного производства, то теперь у большинства предпринимателей появляется возможность активного участия на рынке энергосервисных услуг, решая проблемы снижения энергозатрат в многочисленных бюджетных, муниципальных учреждениях.
        Основные направления работ здесь – это подрядная деятельность в рамках энергосервисных контрактов и выполнение работ по энергетическим обследованиям (энергоаудиту).
Регистрация
Логин:
Пароль:
Подтверждение пароля: 
Ф.И.О.*:
E-mail*:
Подписаться на новости
Фото:
Поля, помеченные звездочкой (*), обязательны для заполнения